Меню сайта

Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 32

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


УРОКИ ДОБРОТЫ


Понедельник, 20.05.2024, 05:08

ЭТИКА – АЗБУКА ДОБРА В нравственном воспитании учащихся начальных классов весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. Формировать систему моральных представлений и понятий, которые в свою очередь выступят в качестве платформы для формирования нравственных взглядов и убеждений, призвана этика – особый предмет воспитательного характера, основой которого являются диалоги с учащимися о главном в жизнедеятельности человека. Этика является востребованной и необходимой в соответствии с тем, что является наукой о ценностях человеческого бытия, о добре и зле в жизни людей. Её воспитательный потенциал трудно переоценить. Именно этика способна помочь развивающейся личности разобраться в природе моральных ценностей, образующих стержень духовности и культуры, понять этическую основу и нормы человеческого общения. В этом её воспитательная основа, которая кристаллизовалась на протяжении всей истории развития этической мысли, поиска человеком смысла жизни и нравственной истины. Концентрируя в себе моральный опыт поколений и выработанные человечеством на протяжении всей истории развития этической мысли нравственные законы жизни людей, этика делает их достоянием каждого нового поколения. Это позволяет школьнику в процессе её изучения преобразовывать этические знания в личностные смыслы собственной жизнедеятельности, а педагогу стимулировать усилия личности в нравственном самоопределении и самовоспитании. Воспитательные задачи этики достаточно четко в свое время определил П. А. Кропоткин: – действовать в нравственном направлении, взывая к лучшим потребностям человека; – определять и пояснять основные начала, без которых люди не могли бы жить обществом; – взывать к высшему: любви, мужеству, братству, самоуважению, к жизни, согласной с идеалом; – не допускать мысли, что возможно жить, не считаясь с потребностями и желаниями других. Нравственное развитие личности школьника предполагает организацию нравственного образования младших учащихся как в процессе изучения учебных предметов, так и во внеурочной деятельности школьников в форме различных этических факультативов и мероприятий, способствующих систематизации нравственных представлений и ценностных ориентаций, достижению моральной осознанности в выборе способов и форм поведения, а также ориентирующих на этический контекст взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сфере жизнедеятельности в школе, социуме, окружающем мире. Цель этических воспитательных дел – помочь ребенку раскрыть внешний мир, сформировать у него конкретные представления о нормах отношений между людьми, о себе как об одном из представителей человеческого рода, о людях, об их чувствах, правах и обязанностях. Внимание ребенка к себе, понимание своей сущности, понимание того, что он – человек, осознание своих возможностей будет способствовать тому, что школьник научится видеть других людей, понимать их действия, чувства, мысли, у него будут сформированы определенные нравственные мотивы поведения, которыми он, в свою очередь, будет руководствоваться в своих поступках. Каждый возраст требует на этических занятиях с детьми своей палитры средств и методов построения этического диалога, психолого-педагогических приёмов организации взаимодействия. С младшими школьниками акцент делается на желании быть хорошим, свойственное детям данного возраста, на характерное для них внимание к нравственной стороне поступка, желание дать ему моральную оценку, получить оценку окружающих. Учитывается конкретность их мышления, способность к яркой фантазии, творческая активность, игровая направленность. В соответствии с этим педагог строит диалог с детьми как сюжетный рисунок сказки, приключения, совершаемого путешествия, открытия тайны, проведения коллективной игры, общего размышления над проблемой. В канву сюжета вплетаются разнообразные методики, которые позволяют ненавязчиво и незаметно корректировать поведение ребят, их взаимоотношения в коллективе и в то же время изучать индивидуальные особенности, динамику нравственного развития. Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Занятия по освоению этики для младших школьников – это прежде всего постижение азбуки добра, это уроки самопознания, открытия себя, своего человеческого статуса. Нравственное взросление младших школьников связано с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее глубоко затрагивают их духовно-личностные интересы. В процессе освоения этических ориентиров ученики получают знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Идет осмысление базовых гуманистических ценностей, необходимости бережного и ответственного отношения к окружающему миру, формирующегося на основе поведения по нравственным нормам. В КРУГУ ВЕЖЛИВЫХ РЕБЯТ Цели: расширение знаний учащихся сведениями из истории возникновения зеркала; закрепление правил поведения в общественных местах; воспитание уважения друг к другу; развитие умений вести беседу, диалог, не перебивая друг друга. Комментарий. Данное мероприятие рекомендуется проводить с детьми 3–4 классов. Воспитанники видят, какие смешные, а порой грустные истории происходят с теми, кто не знает и не соблюдает правил культуры поведения. С юмором, без скучного назидания младшие школьники знакомятся с правилами поведения в общественных местах, учатся общаться со сверстниками и старшими. Ход мероприятия Стулья для участников мероприятия располагаются по кругу в центре зала или игровой комнаты. Ведущий. Ребята, вы окончите школу, будете трудиться на заводах, шахтах, строить дома, водить по морям могучие корабли, выращивать новые чудесные растения. Но прежде всего вы должны вырасти хорошими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо научиться. 1-й ученик. Друзья, вот вам на всякий случай Стихи о школьнике одном. Его зовут… А, впрочем, лучше Мы здесь его не назовём. 2-й ученик. Ему бывает часто лень Сказать при встрече «добрый день». Казалось бы, простое слово, А он стесняется, молчит. И в лучшем случае «здорово» Он вместо «здравствуй» говорит. 3-й ученик. «Спасибо», «здравствуйте», «простите» Произносить он не привык, Простого слова «извините» Не одолел его язык. 4-й ученик. А вместо слова «до свиданья» Не говорит он ничего Или заявит на прощанье: «Ну, я пошёл, пока, всего…» 5-й ученик. Не скажет он друзьям по школе: «Алёша», «Петя», «Ваня», «Коля», Своих друзей зовёт он только: «Алёшка», «Петька», «Ванька», «Колька». 6-й ученик. Ребята, мы не можем тут Сказать вам, как его зовут. Мы честно вас предупреждаем, Что имени его не знаем. 7-й ученик. Но, может быть, он вам знаком, И вы встречались с ним где-либо. Тогда скажите нам о нём, А мы…Мы скажем вам «спасибо». Ведущий. Для того чтобы стать вежливыми, вы, ребята, должны как можно чаще пользоваться вежливыми словами, от которых становится теплее и радостнее на душе. В слове заключена великая сила. Какие волшебные слова вы знаете? (Ответы детей.) Предлагаю поиграть в игру «Словарь вежливых слов». Паша начинает предложение – а вы заканчиваете его вежливым словом. – Растает даже ледяная глыба от слова тёплого... (спасибо). – Зазеленеет старый пень, когда услышит... (добрый день). – Если больше есть не в силах, скажем повару... (спасибо). – Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече... (здравствуйте). – Когда бранят нас за шалости, говорим... (простите, пожалуйста). – И во Франции, и в Дании на прощанье говорят... (до свидания). Ведущий. А теперь, ребята, настало время поговорить о внешнем облике. Вежливый человек не только словами, но и всем своим внешним видом показывает окружающим – я вас уважаю. В руках у меня простое зеркальце. Придумано оно было очень-очень давно. Изготовлением зеркал славилась Венеция – город в Италии. Из поколения в поколение зеркальных дел мастера при закрытых дверях и окнах, остерегаясь чужого глаза, выделывали знаменитое венецианское стекло, а бойкие торговцы развозили его по белу свету. За семью замками хранили мастера профессиональные секреты изготовления зеркал. Если же кто-то осмеливался выдать тайну чужестранцу – его ожидало наказание. Погибали оба: и тот, кто продал секрет, и тот, кто купил. Казалось бы, что тут такого! Подумаешь, зеркала! Но их раскупали нарасхват. Это было прибыльное дело. И сколь ни делали, всё было мало. Весь мир желал смотреть на себя в зеркало, каждый хотел иметь своё зеркальце. Потому что зеркало отвечает человеку на один очень любопытный вопрос: «Как я выгляжу?». Но разве это так уж важно? Недаром говорится: «Встречают по одёжке, а провожают по уму». Давайте попробуем встретить наших героев по одёжке, а проводить по уму. Миниатюра «Встреча» На сцене появляются мальчик и девочка. Она ярко накрашена, с высокой причёской, в помятом платье. Он с взъерошенными волосами, из-под свитера выглядывает футболка, шнурок на ботинке развязан. В руках у девочки книга, у мальчика кулёк семечек. Паша. Здорово, Дашка! (Имитирует движения, как будто щелкает семечки.) Даша. Приветики, Пашка. Куда чапаешь? Паша. В киношку, а ты куда? Даша. В библиотеку, книгу поменять: начала читать – оказалась неинтересная. Паша. Как называется? Даша (показывает). «Почему мы так одеваемся». Паша (листает). И правда неинтересная. Ну, бывай. Даша. Пока. (Расходятся.) Ведущий. Хотели бы вы общаться с этими ребятами? Почему? Что бы исправили в их внешнем виде и поведении? Какие ошибки они допустили, отправляясь в кино и библиотеку? Ответы детей. Ведущий. Для того чтобы с вами было приятно общаться, вы должны всегда помнить, что поведение и манеры человека говорят о его физическом самочувствии. 1-й ученик. Не стыдись того, что у тебя есть голова, и не старайся втягивать её в плечи. Пожалей шею, ведь она тогда чувствует себя совсем не нужной. 2-й ученик. Не задирай голову вверх – неужели ты так беспокоишься о том, что тебя кто-нибудь не заметит. 3-й ученик. Позаботься о том, чтобы твоё лицо было тебе к лицу, и чтобы ты не выглядел хуже, чем это запланировано. 4-й ученик. Запомни: когда ты о чём-то рассказываешь, уста говорят, а руки молчат. Стесняться того, что у тебя есть руки, не нужно, и нет необходимости постоянно их прятать в карманы, особенно во время разговора с кем-либо. 5-й ученик. А теперь о ногах. С тех пор, как человек слез с дерева и перестал при ходьбе опираться на руки, ноги стали единственным средством передвижения. Давайте же ходить «по-человечески» – не топать, как стадо слоников, не переваливаться с боку на бок, словно утята. От походки во многом зависит внешний облик человека. Ведущий. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, рассеять плохое настроение. Но не только слова у нас должны быть добрыми. Надо, чтобы и поступки ваши были разумными, ясными – такими, чтобы никогда вам не приходилось за них краснеть, стыдиться их. Надо стараться всегда и во всём быть полезными людям. Миниатюра «Пуговица» На сцене бабушка и её внучка Таня. Ведущий. У Тани оторвалась пуговица. Девочка долго её пришивала. Таня. Бабушка, а все ли девочки и мальчики умеют пришивать пуговицы? Бабушка. Вот уж не знаю, Танюша. Отрывать пуговицы умеют и девочки, и мальчики, а пришивать-то всё больше достаётся бабушкам. Таня (обиженно). Вот как! А ты меня заставила, как будто сама не бабушка! Ведущий. Ребята, права была Таня? Как бы вы поступили на её месте? Можно её назвать вежливой? (Ответы детей.) Однажды в автобусе я была свидетелем вот такой сцены. Миниатюра «В автобусе» Мальчик Миша «сидит на сиденье автобуса, поглядывает внимательно в окно». Рядом стоит девочка с тяжёлым ранцем. В заднюю дверь автобуса вваливается Дима, оглядывается в поисках свободного сидения, берётся рукой за поручень. Дима (очень громко). Кондуктор-кондуктор, у меня проездной, посмотрите. Миша (услышав голос товарища). О, Диман, греби сюда. Дима. Ща! (Пробивается как бы сквозь толпу пассажиров, небрежно двигая локтями.) Дима. Миш, был вчера на классном часе? Миша. Был. Дима. Какую тему обсуждали? Миша. Правила этикета в общественном транспорте. Дима. Интересно. Миша. Представляешь, в автобус входить должны сначала женщины и девочки. Дима. А выходить? Миша. А выходить мужчины и мальчики. Дима (спохватившись). Выходим – наша остановка. Мальчики срываются с мест и выпрыгивают из автобуса. Девочка выходит за ними. Ведущая. А этих ребят можно назвать вежливыми? По их утверждению, они знакомы с правилами этикета в автобусе. (Ответы учащихся.) Верно, важно не только знать правила поведения в общественных местах, но главное – выполнять их. Какие ошибки совершили ребята? Давайте попробуем разобраться в этой ситуации. Исполняется песня «Если добрый ты». Ведущий. В жизни часто случаются разные неприятности: то настроение плохое, то человек невежливый попадётся. В подобных ситуациях помогает самообладание. И печально, и смешно бывает наблюдать за таким поведением отдельных ребят: если вдруг оборвался шнурок – бах ботинком об пол, не получается решить задачу – шмяк тетрадку об стол, плохо ответил урок – хлоп по спине соседа по парте. Остановитесь, подумайте о своём поступке, а сохранить самообладание вы сможете при помощи королевской считалки Алана Михна, которая будет вам добрым советом. 1-й ученик. Встарь в одной стране восточной, Где, я не припомню точно, Жил король, на память знавший Замечательный стишок. Если день случался грустный Или ужин был невкусный, Или нужно было выпить Очень горький порошок, Если он грозы пугался, В тронной речи ошибался, Или больно ушибался, Поскользнувшись на катке, Если он пыхтел от злости, Что опаздывают гости, Или попадались кости В королевском пирожке, И когда стреляло в ухе, И когда кусали мухи, Чтоб забыть про огорченье И повысить настроенье, Он шептал себе под нос: «Шестью шесть – сорок шесть, Разделить на восемь, Два в остатке, три в уме, Единицу сносим, Шесть прибавить, семь отнять, Что же получаем? Пятью пять – двадцать пять И ватрушку с чаем». Ведущий. Давайте повторим незатейливую считалочку, возможно, она и вам поможет справиться с плохим настроением или неприятностью. Дети повторяют последние строчки стихотворения. Ведущий. А закончить нашу встречу нам поможет всё то же маленькое зеркальце. Передавая его по кругу из рук в руки, каждый из вас может заглянуть в него и сказать, какое у него сейчас настроение или просто добрые вежливые слова для всех. Под приятную, звучащую не громко мелодию ученики передают по кругу зеркальце.

МУЗЕЙ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК. ПОГОВОРИМ ОБ ЭТИКЕТЕ (экскурсия-игра) Цели: формирование таких нравственных понятий, как доброта, вежливость; развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей; воспитание взаимоуважения, вежливого обращения, способности чувствовать, понимать себя и другого человека. Ход мероприятия Учитель. Доброта – это стремление человека дать счастье всем людям, всему человечеству. Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. П р а в и л а вежливости: Вежливость проявляется в отношениях с людьми. Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид. Будь вежлив со своими товарищами, не давай прозвищ и кличек. В разговоре и игре всегда помогай слабому, заступайся за него, не обижай младших. Не отвечай на грубость грубостью. Приучи себя постоянно помнить об окружающих. Начнем издалека. Ну, скажем, с Тихого oкeaнa. Вообразите себе: на какой-нибудь необитаемый остров попал человек. Один-одинешенек! Кругом ни души! Что хочу, то и делаю! А представьте себе, каково всю жизнь быть одному! Брр! Словом, мы живем в обществе. И как раз потому, что нас так много, все мы находимся рядом и видим не только самих себя, но и тех, кто нас окружает, все мы должны жить в мире и согласии, протягивать друг другу руку помощи. Именно поэтому нам не позволено безрассудно делать все, что вздумается. В цивилизованном обществе приняты определенные правила поведения, которые все вместе называются красивым словом – этикет. Чтецы. Всем испортить настроенье Может наше поведенье. Коля с Катей побранились, До сих пор не помирились. Толя Вадика толкнул, Тот в тарелку нос макнул. И расхвасталась Наташа: «Я умнее вас и краше!». Не слыхали эти дети Ничего об этикете И плохого в том не видят, Что кого-нибудь обидят. Чтобы легче нам жилось, Часто плакать не пришлось, Мой вам дружеский совет: Соблюдайте этикет! Учитель. Как вы думаете, что такое этикет? Ответы учащихся. Учитель. Этикет – слово французского происхождения, вошло в жизнь людей в XIV веке, но правила отношений между людьми имеют более длительную историю. Ведь даже первобытному человеку приходилось общаться с себе подобными. Этикет – это воспитанность, умение вести себя в обществе, хорошие манеры, вежливость. – А что такое вежливость? Ответы учащихся. Учитель. До XVI века в русском языке широко употреблялось слово «вежа». Вежа – человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Чтецы. Ежели вы вежливы И к совести не глухи, Вы место без протеста Уступите старухе. Ежели вы вежливы В душе, а не для виду, В троллейбус вы поможете Взобраться инвалиду. И ежели вы вежливы, Вы, сидя на уроке, Не будете с товарищем Трещать, как две сороки. И ежели вы вежливы, Поможете вы маме И помощь ей предложите Без просьбы – то есть сами! И ежели вы вежливы, То в разговоре с тетей, И с дедушкой, и с бабушкой Вы их не перебьете. И ежели вы вежливы, На тех, кто послабее, Вы нападать не будете, Пред сильными робея. (С. Я. Маршак.) Учитель. Сегодня мы с вами совершим экскурсию в музей «Вредных привычек». Ребята, вам нравится это название? Нет! Давайте попробуем избавиться от вредных привычек, которые практически присущи нам всем. 1-й зал музея «Говори правильно!» Ударение (миниатюра). Комната. В постели лежит мальчик. – Так хочется поскорее в школу. Нужно лекарство принять. Берёт бутылочку с лекарством. Читает: «Три раза в неделю по одной столовой ложке. После приёма пищи». Начинает пищать. Вбегает мама. – Что случилось, сынок? Почему ты пищишь? – А я лекарство принял. А здесь написано… (читает). – Ах ты, глупышка. Ведь ты неверно прочёл. Три раза после приёма пищи, а не пищи. – Ой, мамочка. Нам и в школе учительница говорила, что от перестановки ударения может меняться смысл слова. Чтецы. Ударный слог, ударный слог, Он назван так недаром, Эй, невидимка-молоток, Отметь его ударом! И молоток стучит, стучит, И четко речь моя звучит. Следи за поведеньем молотка, Держи в руках его, озорника! Шутник он, невидимка-молоток, Тук! – и ударил в безударный слог… И сразу же исчез огромный замок И появился маленький замок. – Послушай, молоток, не путай слоги, Опять, озорничая, не солги! – Нет, снова – тук!.. Шли по морю пироги, Вдруг вместо них поплыли пироги. Мы в слове слог ударный Найдем э-ле-мен-тар-но! А когда его найдем, Громче всех произнесём! Ошибка в ударении Граничит с преступлением. Пускай запомнит это млад и стар. Ни молодым, ни старым Нельзя одним ударом Не то, что нужно, ставить под удар. Учитель. Правильная, культурная речь – также является частью этикета. З а д а н и е : расставить ударение в словах и правильно их произнести. МУЗЕЙ КИЛОМЕТР КОНЕЧНО (ШН) СТОЛЯР СЧАСТЬЕ (Щ) ПОРТФЕЛЬ ЗВОНИТ ЩАВЕЛЬ 2-й зал музея «Вежливые слова» Учитель. Владение речевым этикетом предполагает умение правильно выбирать вежливые слова в разных ситуациях. Вежливость – это выражение добрых отношений между людьми. Правила этикета вырабатывались на протяжении многих столетий. В старину вежливое обращение людей могло звучать иначе, чем сейчас, например, у А. С. Пушкина в сказке «О царе Салтане...»: Князь им вымолвил тогда: – Добрый путь вам, господа! З а д а н и е : добавить строчки волшебными словами. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо). Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день). Если больше есть не в силах, скажем маме мы… (спасибо). Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь… (здравствуйте. Когда нас бранят за шалости, говорим… (простите, пожалуйста). И во Франции, и в Дании на прощанье говорят... (до свидания). Учитель. Почему никак нельзя прожить без вежливости? Ответы детей. Чтецы. Слова «До свиданья!», «Спасибо», «Простите», «Пожалуйста», «Здравствуйте» Щедро дарите! Дарите прохожим, Друзьям и знакомым В троллейбусе, В парке, В школе И дома. Слова эти очень И очень важны. Они человеку Как воздух нужны. Без них невозможно На свете прожить. Слова эти надо С улыбкой дарить. 3-й зал музея «Добрые улыбки» Учитель. Читали ли вы когда-нибудь «Вредные советы» Г. Остера? Почему они так называются? Давайте мы с вами попробуем переделать эти вредные советы в полезные. 4-й зал музея «Достоинства и недостатки» Задание 1 «Выберите!». – На листочках записаны разные качества характера человека. Выберите только те качества, которые, на ваш взгляд, присущи вежливому, доброму, культурному человеку. Бережливость, лень, терпение, правдивость, лживость, грубость, плаксивость, гордыня, гордость, драчливость, хвастливость, опрятность, вежливость, самолюбие, самовлюбленность, грызть ногти, шмыгать носом, мыть руки, чистить обувь. Задание 2 «Ваши действия?». – Иногда бывает, что мы попадаем в неприятную ситуацию. Как правильно выйти из нее? 1. Друг дал вам поиграть в игру. Вы случайно ее сломали. Ваши действия? 2. Вы в гостях у друга. Играете вместе. Случайно он разбивает любимую мамину вазу. Ваши действия? 3. Вы разбирали в книжном шкафу, обнаружили книгу, которую друг вам дал почитать и уже забыл, наверное, о ней. Ваши действия? 4. Вы, находясь в гостях, уронили на соседа тарелку с салатом. Ваши действия? 5. В переполненном автобусе мужчина наступил на ногу и стоит на ней. Ваши действия? 6. Вы спешили на урок и в коридоре столкнулись лбами с проходящим школьником. Вам ужасно больно. Ваши действия? 5-й зал музея «Правила поведения» («Сами создаем правила поведения») Задание 1 «Задачи не на сложение. Задачи на уважение». – Найдите ответы к задачам! – Мальчик крикнул прохожему: «Сколько время?». Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки. Какие? (Мальчик должен был спросить: «Извините пожалуйста, не смогли бы вы сказать, который час?».) – Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет? (Обычно дорогу уступает тот, кто вежливее.) Задание 2 «Правила поведения». – Сформулируйте и запишите правила поведения (на листочках). – Как вести себя на игровой площадке? – Как вести себя за столом? – Как вести себя со взрослыми? – Как вести себя в транспорте? Учитель. Действительно, воспитанный человек знает правила хорошего поведения, в обществе он бесконечно вежлив и думает так же, как поступает. Внутренне он так же порядочен, как и внешне. – Я хочу каждому из вас подарить памятки с правилами этикета. Познакомьтесь с представленными в них «НЕ» повнимательнее. НЕ учась, в люди не выйдешь НЕ спеши первым сесть за стол. НЕ разговаривай во время еды и НЕ чавкай. НЕ забывай закрывать рот, когда жуешь. НЕ рвись первым выскакивать в двери. НЕ перебивай говорящего, НЕ кричи и НЕ повышай голоса. НЕ размахивай руками. НЕ показывай пальцем на кого бы то ни было. НЕ протягивай руку первым, погоди, пока старший поздоровается с тобой. НЕ забудь снять шапку, входя в дом. НЕ повторяй слишком часто «я». НЕ делай вид в транспорте, что ты не замечаешь стоящего рядом пожилого человека. НЕ вмешивайся в разговор, не произнося «простите». НЕ забывай извиняться, если ты кого-нибудь нечаянно толкнул. НЕ чихай в пространство, чихай в носовой платок. НЕ держи руки в карманах. НЕ причесывайся где попало, для этого есть коридор, фойе, туалетная комната. НЕ делай того, что другим людям может доставить беспокойство. НЕ произноси слов, точное значение которых тебе неизвестно. НЕ считай себя центром вселенной. – Вот и подошла к концу наша экскурсия по залам музея. Ребята, а не захотелось ли вам исправить название нашего музея – «Музей… привычек»? ( Добрых, нужных, хороших…) Чтецы. Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого-то беда, Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда. И если кому-то, кому-то поможет Твоя доброта, улыбка твоя, Ты счастлив, что день не напрасно был прожит, Что годы живёшь ты не зря! Учитель. Вы замечательно справились со всеми заданиями, поэтому достойны награждения Медалью «Рыцарь Доброе сердце». Я думаю, что сегодня ваши сердца стали добрее. Но мы должны все вместе произнести клятву рыцарей. Клятва рыцарей. Клянемся рыцарями быть! Всегда «спасибо» говорить, «День добрый», «До свиданья»! Нет в мире лучше званья. Клянемся рыцарями быть! И лень, и грубость позабыть. И говорить прилично Клянемся каждый лично! Клянемся рыцарями быть! В борьбе со злом добро добыть, Невежд разить мечом волшебным И строгим словом, и целебным. Каждому ученику вручается медаль.

ПОГОВОРИМ ОБ ЭТИКЕТЕ… (путешествие-игра) Цели: ознакомление с историей этикета; уяснение необходимости соблюдения в обществе этикетных норм; развитие умений высказывать свою точку зрения и участвовать в обсуждении других мнений о правилах поведения в различных ситуациях. Материалы: – карточка с изображенными на ней вопросительным знаком и словом «этикет» на обратной стороне; – приложение с иллюстрациями; – задания для групповой работы на этапе «Введение понятия»; – рабочий лист «Этикет в пословицах». Ход мероприятия I. Мотивация. Для создания мотивации используется приём «появление гостя». Учитель вывешивает изображение «гостя» (школьник с недовольным выражением лица). Учитель. Ребята, я хочу познакомить вас с Петей Васечкиным... Как вы думаете, что с ним? Ученики. Он огорчён, чем-то озадачен, растерян, возмущён… Учитель вывешивает лист с изображением «близких Пети В.». (Мама, папа, бабушка восклицают: «Ешь культурно!», «Как ты разговариваешь!», «Привыкай к хорошим манерам!».) Учитель. Вам приходилось когда-либо слышать подобное? В какой ситуации? Дети высказываются. Учитель. С возмущением Петя восклицает... Учитель прикрепляет на доске лист с репликами «гостя». – А кому нужны эти хорошие манеры? – Не все ли равно, как есть? – И вообще, кто все это выдумал? Учитель. Задавались ли вы подобными вопросами?.. Давайте вместе с Петей Васечкиным попробуем разобраться в этой проблеме… II. Введение понятия «этикет». Историческая справка. Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы (вывешивает лист). В о п р о с ы : 1. Хотели бы вы чувствовать себя свободно в любом обществе? 2. Хотели бы вы нравиться себе и окружающим? 3. Хотели бы вы иметь хорошие манеры, широкий круг интересных знакомых и быть «душой компании»? Дети отвечают. Учитель. Что для этого надо знать? (На доске – карточка с нарисованным вопросительным знаком.) Выслушиваются предположения детей. Учитель. Вы правы, необходимо знать и соблюдать правила поведения, проявлять вежливое и тактичное отношение к людям. Всё это называется вместе – этикет. (Карточка с изображением «?» переворачивается.) А теперь немного поподробнее о том, «кто всё это выдумал»... Хотите узнать?.. Этикет – это французское слово, которое переводится так... Учитель вывешивает рядом со словом «этикет» следующий лист с представленной на нем записью. ЭТИКЕТ – порядок поведения где-либо. Учитель. Но не спешите «обвинять» во всём французов. Не они придумали этикет. Всё произошло давным-давно... Вам не терпится узнать, как это было? Мне понятно ваше любопытство. Для этого совершим путешествие во времени... Начинаем запуск «машины времени»… – Включить контакты! Ученики. Есть включить контакты! Учитель. Завести моторы! Ученики. Есть завести моторы! Учитель. Совершаем перемещение. Начинаем обратный отсчёт. Вместе (с закрытыми глазами). 5, 4, 3, 2, 1… Учитель во время счёта вывешивает лист с изображением древнего грека, словами «Древняя Греция. Красивое поведение» и предлагает детям посмотреть на доску. Учитель. Именно в это время наблюдаются первые попытки научить людей «красивому поведению», а девизом каждого грека провозглашаются слова – жить разумно, просто, избегать излишеств и крайностей во всём. Детям предлагается объяснить понимание девиза. Учитель проводит второе «перемещение» и вывешивает новый лист с изображением рыцаря и словами «XIV–XVII века. Кодекс рыцарской чести». Учитель. В эти романтические времена девизом рыцарей становятся слова – верность, мужество, отвага. Удел дамы – скромность, верность, покорность. Дети высказывают своё понимание поведения людей данной эпохи. Учитель проводит третье «перемещение» и вывешивает новый лист с изображением джентельмена и словами «XIX век. Джентельмен с хорошими манерами». Учитель. В те времена считалось, что молодой человек, начинающий самостоятельную жизнь, должен обладать четырьмя качествами: добродетелью, мудростью, благовоспитанностью и знанием. Учитель предлагает дать объяснение любому из перечисленных качеств, делает свой комментарий. Учитель. Последняя наша остановка во времени – недалёкое прошлое русского народа. Учитель вывешивает лист с представленной записью: «Юности честное зерцало». (Петр I.) Учитель. Русский царь Пётр I сам принимал участие в составлении первого сборника правил поведения. На некоторое время я вам предлагаю стать переводчиками со старо-русского на современный язык. Прочитайте правило из этого сборника и дайте его современное толкование, можно инсценировать. Детям, разделившимся на группы, выдаются выдержки из сборника «Юности честное зерцало». Група «переводчиков» № 1. …У родителей речей перебивать не надлежит, не следует им прекословить… но ожидать пока они выговорят… Група «переводчиков» № 2. …Отрок должен быть весьма учтив и вежлив, как в словах, так и в делах: на руку не дерзок и не драчлив… Група «переводчиков» № 3. …Кашлять и подобные такие грубые действия в лице другого не чини, но всегда либо рукой закрой, или отворотя рот в сторону полотенцем прикрой, чтоб никого не коснуться… Група «переводчиков»№ 4. …Встретив знакомого, должно шляпу приятным образом снять, а не мимо прошедши и назад оглядываясь приветствовать его… Група «переводчиков» № 5. …Неприлично отрокам руками или ногами по столу везде колобродить, но нужно смирно себя вести; а вилками и ножиком по тарелкам не стучать… Група «переводчиков» № 6. …Ешь, что перед тобой лежит, а иное не хватай, не бери перстами, не проглотя куска, не говори… Группы учащихся после выполнения задания представляют своё понимание правил поведения, инсценируют. III. Рефлексия. Учитель. Вы вернулись из путешествия. У вас, наверное, много впечатлений. А Петя Васечкин уже поджидает нас на своём диване. Что ему расскажем? На какие из его вопросов сможем дать ответ? Дети высказываются. Учитель. Петя Васечкин прощается с вами, ребята. Ему было интересно. Он благодарит вас за полезные советы. А за что мы можем поблагодарить его? Что нового для себя вы узнали, благодаря встрече с Петей? IV. Применение знаний. Учитель. Везде и во все времена люди помнили, что они живут среди других людей. В пословицах народ сохранил мудрые советы молодым поколениям о правилах поведения. Хотели бы вы познакомиться с таким «посланием из прошлого»? Детям, разделенным на группы, предлагается задание «Этикет в пословицах» (на рабочих листах). Они «расшифровывают» информацию, содержащуюся в пословицах, комментируют её для одноклассников. Рабочий лист «Этикет в пословицах». З а д а н и е № 1: правильно соедините половинки пословиц. 1. Чего в другом не любишь, у Карпа свой. 2. Береги платье снову, того и сам не делай. 3. У Сидора обычай, а честь смолоду. 4. В чужой монастырь со своим уставом не ходят. 5. Мил тот гость, а думай быть опрятным. 6. Не думай быть нарядным, что недолго гостит. З а д а н и е № 2: объясните смысл пословицы. V. Подведение итогов.

ПРОГУЛКА ПО ГОРОДУ ВЕЖЛИВОСТИ. СТАНЦИЯ «ТОВАРИЩЕСКАЯ» (путешествие-игра) Цели: воспитание культуры общения; формирование уважительного и доброжелательного отношения к людям; развитие познавательного интереса, памяти, внимания, воображения, речи учащихся; расширение кругозора. Оборудование: карта придуманного города, иллюстрация с изображением автобуса, названия остановок, запись на диске песни «Настоящий друг» и стихотворения С. Маршака «Перемена». Предварительная подготовка (провести до классного часа): 1) диагностическая методика «Фотография». Учащимся предлагается выступить в роли фотографов – сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик получает лист бумаги с квадратиками (по количеству учащихся класса). В этих квадратиках учащиеся должны разместить себя и своих одноклассников, как на групповой фотографии. Вместо фотографии – имя. Классный руководитель обращает внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников; 2) диагностическая методика «Пьедестал». Учащимся класса раздаются листы бумаги, на которых они должны построить пьедестал для награждения. Пьедестал состоит из пяти ступенек. На каждую ступеньку они должны возвести лишь одного человека из класса или себя. На пьедестал возводят тех ребят, кто является значимой фигурой в жизни класса. Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения учащихся в коллективе, их привязанности друг к другу, определить нравственную сторону отношений учащихся. Ход мероприятия Учитель. – Здравствуйте! – Поклонившись, мы друг другу сказали, Хоть были совсем незнакомы. – Здравствуйте! – Что особого тем мы друг другу сказали? Просто «здравствуйте», Больше мы ничего не сказали. Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? ( В. А. Солоухин.) Не только детям, но и многим взрослым хочется, чтобы все их друзья, соседи, незнакомые люди относились к ним внимательно, по-доброму, с уважением. Весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброжелательному человеку окружающие люди относятся всегда приветливо, все его любят, уважают. Почему же нам не быть внимательными, вежливыми, добрыми друг к другу? Ведь это не так уж трудно! Сегодня мы с вами начнем путешествие по городу Вежливости. В нём много улиц, аллей, проспектов. На доске представлена карта города с указаниями остановок и вывешена иллюстрация с изображением автобуса (на карте расположены станция «Товарищеская», улица «Неуважительная», аллея «Доброты», проспект «Культурный», улица «Драчливая», площадь «Вежливости», Станция «Конечная»). Учитель. Вежливый человек всегда внимателен к людям. Он старается не причинить им неприятности, не оскорбить их ни словом, ни делом. Иногда ребята ведут себя грубо с родителями, со старшими: резко отвечают, огрызаются, кричат. Им кажется, что в этих случаях они поступают, как взрослые л

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 Сделать бесплатный сайт с uCoz