Сочувствие и понимание
(занятие-самопознание)
Цели: воспитание нравственности у младших школьников; развитие способности говорить и слушать друг друга; формирование понятия об этикете, хороших и плохих манерах; развитие умения входить в положение других людей, лучше понимать их чувства.
Ц и т а т а занятия: «Счастье – это когда тебя понимают» (из к/ф «Доживём до понедельника»).
Ход занятия
I. Сидение в тишине. (Тихо (создавая благоприятный фон) звучит спокойная, приятная мелодия.)
– Расслабляйтесь постепенно, начиная с головы и доходя до ног останавливайтесь на каждой части тела на 2 секунды.
– Представьте, что во время вдоха вы поглощаете в себя Свет, наполняясь добрыми чувствами, а выдыхая, освобождаетесь от усталости и беспокойства.
– Теперь представьте, что в вашем сердце лежит красивый цветок. Он раскрывается постепенно, лепесток за лепестком – это центр Покоя, центр Любви.
– Откройте глазки.
II. Настрой на позитивные мысли (учащиеся произносят хором вполголоса).
– Я желаю здоровья себе и своим родным, друзьям и знакомым. Пусть будет мир в нашей стране и на всей планете Земля.
III. Слово учителя.
– Сегодня на уроке мы поговорим о том, что такое сочувствие и понимание. В жизни нам часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас неправильно поняли, напрасно обидели. Один из героев фильма «Доживем до понедельника» говорит: «Счастье – это когда тебя понимают!». Нельзя не согласиться с его мнением. Каждому человеку важно быть понятым, услышанным; чувствовать себя комфортно и спокойно может лишь тот, кого понимают, чьи слова и действия принимают и считают значимыми.
– Что нужно для того, чтобы тебя понимали, чтобы установился контакт с людьми? Ведь без общения не может быть ни полноценной любви, ни дружбы, ни творческого содружества.
IV. Словарная работа.
– Что общего и чем отличаются понятия «сочувствие, понимание» и «жалость»? (Высказывания учащихся.)
Сочувствие – отзывчивое отношение к переживаниям других, то есть готовность помочь кому-либо в его переживаниях.
Понимание – способность войти в положение другого.
Жалость – сочувствие, вызываемое чьей-либо печалью, несчастьем.
V. Чтение и обсуждение рассказов.
1. В. Осеева. «Плохо». Беседа по вопросам.
– На кого яростно лаяла собака?
– Что в это время делали мальчики?
– Почему женщина их пристыдила и сказала им «плохо», что они ничего не делали?
– Что им надо было сделать?
– Кого не поняли мальчики?
– В чье положение не вошли?
В ы в о д. Надо непременно пожалеть того, кто слабый и не может за себя постоять.
– Что значит пожалеть? Как можно пожалеть?
2. В. Осеева. «На катке». Беседа по вопросам.
– Почему девочка плакала? Она же улыбнулась, когда к ней подошел Витя?
– Чего испугался Витя?
– Каким мы можем назвать Витю?
– Какие мальчики? Поняли ли они Витю, девочку?
– Приходилось ли вам сочувствовать кому-либо? Как это было?
– Как к этому отнеслись те, кому вы сочувствовали? А как к этому отнеслись окружающие?
– Надо ли стесняться быть к людям внимательным и добрым?
В ы в о д. Не надо стесняться сочувствовать кому-либо. Это так естественно и просто – проявить к ближнему отзывчивость, разделить с ним переживание или радость. Ему становится легко, хорошо и спокойно; а тот, кто проявил сочувствие, испытывает ни с чем несравнимые чувства быть полезным, поднимать настроение, доставлять удовольствие, способствовать приобретению или восстановлению душевного равновесия, вдохновения. Не стесняйтесь жалеть слабых и животных. Считайте это своим долгом. Надо и окружающих вас учить жалеть, сочувствовать, понимать. Если все люди своим привычным делом будут считать способность друг другу сочувствовать, в мире никогда не будет ни зла, ни насилия
3. В. Драгунский. «Друг детства». Беседа по вопросам.
– Почему мальчик раздумал стать боксером?
– Каким он будет, когда вырастет?
– Часто ли вы сталкивались в жизни с непониманием?
– Что вы делаете, если вас не понимают?
VI. Тестирование.
– Что ты делаешь, если тебя не понимают родители? Как выйти из этой ситуации? Подчеркни один из способов разрешения этой ситуации, наиболее удобный для тебя. Следует:
– рассказать бабушке;
– посоветоваться с учителем;
– поговорить по душам с родителями;
– побеседовать с другом.
VII. Игра «Улови настроение ребят».
Два-три ученика выходят из класса, а оставшиеся ребята договариваются о том, какие эмоциональные состояния они будут изображать (радость, восторг, огорчение и т. д.). Вернувшись в класс, учащиеся должны уловить настроение ребят (по отдельным группам и в целом).
Посидим в тишине.
VIII. Настрой на позитивные мысли. (В кругу, взявшись за руки.)
– Мир, Мир, Мир везде, Мир в тебе, Мир во мне.
– Свет, Свет, Свет везде, Свет в тебе, Свет во мне.
– Любовь, Любовь, Любовь везде, Любовь в тебе, Любовь во мне.
IX. Рефлексия.
– Что значит сочувствовать, понимать, жалеть?
– Что полезного взяли для себя из сегодняшнего занятия?
– Каким ты хочешь быть?
– Изменилось ли твое настроение? Каким оно было в начале занятия, каким стало сейчас?
– Когда человек может чувствовать себя счастливым?
|